Одна из главных ценностей Крыма - древние пещерные города, расположенные на полуострове. Познакомиться с ними можно на примере крепости Каламита. Свидетельства разных эпох встречаются здесь буквально на каждом шагу. Ее не раз укрепляли, разрушали, возводили заново. С ней связаны судьбы и отдельных выдающихся личностей, и судьбы целых народов.
В городе Инкермане, неподалеку от Севастополя, на берегу реки Черной, впадающей в Северную бухту, в древнем пещерном городе Каламита находится Инкерманский монастырь во имя священномученика Климента. Место это тесно связано с истоками христианства.
В 50-60 годах начала нашей эры, ещё до образования древней Руси, в инкерманских штольнях, среди рабов, в нечеловеческих условиях древних каменоломен проповедовал учение Христа его апостол Андрей. В этот период полис Херсонес на территории Крыма, подчинялся Римской империи, где правил император Троян. На херсонесские каменоломни отправляли бунтарей, преступников, всех неугодных.
Здесь в I в. н. э. трудился св. Климент, епископ Римский, ученик апостола Петра. За распространение христианства по повелению римского императора Траяна он был сослан в Крым. Одним из мест ссылки в то время была инкерманская каменоломня в окрестностях Херсонеса, на берегу реки Чёрной. Святитель Климент, прибыв на место ссылки, нашёл более двух тысяч христиан, осуждённых, как и он, тесать камни в горах.
Из жития известно, что римский епископ и в положении раба действовал как архиерей. В скалах Инкермана в ходе работ по ломке камня образовались пещеры. Одну из них святитель Климент расширил и устроил в ней церковь. Духовная сила, присущая св. Клименту, объединила вокруг него всех христиан, как узников, так и свободных. Работали ссыльные в древних каменоломнях как в аду: среди скал под палящим солнцем. Самым тяжелым испытанием было отсутствие воды. Проповедник Климент видел мучения рабов и сам практически умирал от жажды: воду на каменоломни никто не возил. Тогда Климент стал молиться. Однажды во время невыносимого зноя Климент увидел возле скалы образ Христа. Тут же из трещины в камне потекла вода, а образ исчез, будто растаял в воздухе. Чудесное появление источника укрепило у каторжников веру в учение, которое проповедовал Климент. Каторжники были спасены, а родник назвали Свято-Климентовским, как и позже сам монастырь.
Слух об успешной миссионерской деятельности святого в Херсонесе дошёл до императора Траяна. Наблюдая неугодные власти настроения рабов в херсонесских каменоломнях, император Троян приказал Клименту прилюдно отречься от своей веры. Климент отказался. Тогда император отдал тайный приказ утопить в море св. Климента, привязав якорь к его шее. Так св. Климент претерпел в 101 году мученическую кончину недалеко от Казачьей бухты. Однако, распространение христианства римским правителям остановить было не под силу. По преданию в последующие семь веков в день гибели Климента море отступало, и верующие могли пройти крестным ходом к месту казни. Якорь, с которым великомученик был брошен в море, лежал всегда на одном и том же месте. Согласно древним летописям, море уходило от берега на 20 стадий (около 4 километров) на семь дней.
Позднее, в VIII–IX вв. в скале над крепостью начали вырубать пещерные помещения, церкви и кельи, где обосновывались монахи-иконопочитатели из Византии, преследовавшиеся в период иконоборчества.
В IX веку известные славянские просветители Кирилл и Мефодий, прибыли в Херсонес, с целью разыскать место, где покоится святой Климент. Летописи говорят, что ночью с факелами Кирилл и Мефодий вышли в открытое море и молились, как вдруг увидели сияние из-под воды, Море, как и столетие тому назад, отступило, открывая пещеру с мощами священномученика, святого основателя храма древнейшей обители в Инкермане.
Мощи святого Климента находились в Херсонесе до X века и хранились сначала в подводном гроте, доступ куда открывался раз в год, в день смерти праведника, когда море отступало, потом на маленьком островке (ныне – остров Казачий) посредине бухты, где, как гласит предание, руками ангелов была построена церковь.
После вторжения в XIII в. на полуостров монголо-татар христиане Крыма переживали тяжкие времена, а с конца XV в., когда пала столица православной Византии - Константинополь, в Крыму господствующей религией стало мусульманство. Многие монастыри и храмы были разрушены.
Восстанавливаться Инкерманский монастырь начал в 1852 г., усердием причисленного в 1997 г. к лику святых святителя Иннокентия (Борисова). Древняя церковь во имя св. Климента, высеченная в скале, стала первым действующим храмом обители.
Начавшаяся Крымская война помешала восстановлению обители. Монастырь оказался в центре ужасных событий - рядом с ним в 1854 г. произошла Инкерманская битва, называемая современниками «Голгофой русской армии». После семичасового боя здесь погибли тысячи людей. Пострадала и древняя пещерная церковь - новый иконостас и дверь были пробиты пулями, а в одной из стен засело ядро.
В начале XX века, а именно в 1907 году, на Монастырской скале была построена церковь святого Николая, Чудотворца, в память о событиях Крымской войны. Ее можно увидеть на открытках того времени. Однако просуществовал он совсем недолго. Сначала он был повреждён знаменитым Крымским землетрясением 1927 года. Позже советская власть и вовсе его закрыла. А окончательно он был уничтожен в Великую Отечественную войну.
В 1920-е гг. советская власть взяла курс на ликвидацию монастырей. Такая участь постигла и Инкерманский монастырь.
В 1922 г. для борьбы с голодом из церквей монастыря были изъяты серебряные предметы и другое ценное имущество. Данные действия производились в соответствие с п.16 Инструкции НКО РСФСР от 24.08.1918 г., согласно которому церковное имущество, которое не использовалось для богослужения, подлежало изъятию.
К 1923 г. земля, принадлежавшая монастырю, отошла к Инкерманскому коллективному обществу взаимопомощи. Церкви монастыря на тот момент еще оставались действующими (Троицкая, Св. Климентия пещерная, Всех скорбящих Радости, Св. Николая, Благовещенская, Пантелеймоновская, Дмитриевская, Воскресенская), их использование было оформлено арендным договором с верующими Инкермана.
В 1924 г. была произведена перерегистрация религиозной общины, пользовавшейся монастырскими храмами, перезаключены договора о пользовании имуществом.
Негативным образом на экономическое положение общины повлияло решение советского государства, предписывавшее, что при заключении договора на аренду монастырского имущества, требовалось обязательное страхование. Средств на содержание всех церквей монастыря уже не хватало, и согласно документам члены общины постепенно стали отказываться от содержания тех или иных храмов.
Договор аренды, заключенный в ноябре 1925 г. с Севастопольским райисполкомом, распространялся лишь на два храма: пещерную церковь священно-мученика Климента (с приделами св. Мартина и апостола Андрея Первозванного) и наземную – Св. Троицы.
9 августа 1926 г. на заседании Управления Церковной комиссии было принято решение о полном закрытии Инкерманского монастыря с передачей его построек Севастопольскому местхозу «для дальнейшего эксплуатирования» (выписка и приказа № 8 данного заседания). Монастырская гостиница и кельи были переданы военизированной охране железнодорожных мостов для их семей.
В октябре 1927 г. решением Севастопольского райисполкома была передана под детский сад монастырская часовня (на месте захоронения воинов, погибших в Инкерманском сражении 1854 г.).
8 марта 1932 г. оставшееся ценное имущество храмов было передано Севастопольскому музейному объединению. Последующие годы обитель находилась в запустении, помещения использовались жителями поселка в качестве жилья либо по другому назначению. В храме священномученика Климента временно размещался запасной приемный радиоцентр, а в Пантелеймоновском была устроена пекарня.
В годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. в районе монастыря шли ожесточенные бои за Севастополь, в его пещерах размещался штаб 25-й Чапаевской дивизии Приморской Армии. В послевоенные годы территория находилась в запустении.
В память о событиях Великой Отечественной войны территории крепости были сооружены два памятника: граничный черный обелиск, иссеченный осколками пуль и снарядов, на нём надпись: «Медведев М. Т., борт-механик, погиб на славном посту 14 июля 1938 года» и изображение пропеллера, а рядом бетонное надгробие, где всегда лежат цветы, со следующей надписью: «Пулеметчику Дмитриченко, геройски погибшему 2 мая 1942 года, прикрывая отход раненых, женщин и детей». В 1942 здесь держали оборону бойцы 25-ой Чапаевской дивизии.
Возрождение Инкерманского Свято-Климентовского монастыря началось в 1991 году. Благодаря трудам настоятеля архимандрита Августина, братии и мирян были восстановлены храмы и келейные корпуса.
Архимандрит Августина (в миру Александра Половецкого, 1955–1996) целью своей жизни видел восстановление православных храмовых святынь Крыма и много трудов положил на это. Он сам расписал иконостас, перед которым затеплились лампадки, с его помощью в обитель из Киева была передана частица мощей от честной главы святого священномученика Климента. Рака со святыми мощами установлена в боковом нефе Свято-Климентовского храма.
Святой источник, пробившийся из скал по молитвам св. Климента, жил вплоть до 1960г. В 1960 году Инкерманское управление по добыче камня стало разрабатывать карьер неподалеку от древних пещер монастыря. Разбирая огромные пласты скалы, рабочие продвигались в сторону Свято-Климентовской обители. При повреждении скалы, пещерные храмы могли быть уничтожены. Неожиданно из-под одного из камней мощным потоком хлынула вода. За одну ночь в карьере образовалось целое озеро, на дне которого была похоронена вся техника: машины и тракторы. Продолжать разработку камня в этом месте стало невозможно. Таким образом древний источник спас пещерный монастырь.
В наше время Инкерманский Свято-Климентовский монастырь является действующим. В скальном массиве можно увидеть высеченные средневековыми монахами коридор-тоннель, ведущий к трем древним пещерным храмам: св. Мартина исповедника, св. апостола Андрея Первозванного, и главному монастырскому храму-базилике, носящему имя священномученика.
В храме Святого Мартина располагается костница, в которой хранятся человеческие головы. Они принадлежат двенадцати людям, когда-то сосланным в Инкерманские каменоломни. Священнослужители искренне верят в то, что мученики не только слышат прихожан и монахов, но еще и молятся за ныне здравствующих.
В алтарной части пещерной церкви монастыря находится изображение расцветшего креста. От каменного, выбитого в скале креста, уже многие столетия подряд будто произрастают живые побеги. Этот древний символ имеет особое для всех христиан значение: вечное торжество истинной веры и жизни.
16.03.2023