Как уже было отмечено в предыдущей публикации, среди направлений деятельности нашей общественной организации содействие возрождению Крыма как духовного источника и колыбели православной Руси. Содействие строительству новых православных храмов как центров духовной жизни, открытию православных духовных учебных заведений, содействие духовному и религиозному просвещению православных христиан.
СПГТ уже много лет на постоянной основе помогает Свято-Успенскому мужскому монастырю, духовному сердцу Крыма, именуемому Крымской Лаврой. Ниже объемный, но надеемся, интересный и полезный для вас материал об истории обители.
Монастырь расположен близ Бахчисарая в балке Марьям-Дере (Мариампольское ущелье). Большинство современных исследователей относят возникновение обители к VIII веку. Появление Успенского пещерного монастыря связывают с преданиями о чудесном явлении образа Пресвятой Богородицы, записанными в XVII веке. По одному из таких преданий, в горах поселился змей, пожиравший людей и скот. Мольбы местных жителей были услышаны, и в одну из ночей явилась на скале икона Богородицы, рядом была горящая свеча и неподалёку – мертвый змей. По другой легенде, местный пастух одного топарха по имени Михаил увидел образ Богоматери на скале. Этот образ несколько раз пытались перенести в дом топарха, но икона чудесным образом возвращалась на скалу, где и устроили для неё храм. Явление иконы произошло 15 августа и новый монастырь посвятили Успению Богоматери.
С XV века в Успенский монастырь переместился центр единственной православной епархии в Крыму – Готской епархии. В поздний период Крымского ханства Успенская обитель была самой большой в Крыму и единственной в районе Бахчисарая. В XVI – XVII веках православной Успенской обители помогала Россия. В XVII веке русские послы в Бахчисарае посещали храм в Успенской скале. Сам же Успенский монастырь опекал христианских пленников.
Незадолго до присоединения Крыма к России Успенский монастырь стал местом, откуда в 1778 году началось инициированное Россией грандиозное переселение крымских христиан в Приазовье. Чудотворный образ Богородицы переселенцы взяли с собой. Все монахи покинули Успенский монастырь, строения которого быстро пришли в упадок. С 1781 года по настоянию посла крымского хана Шагин-Гирея в монастырской церкви стал служить прибывший из Анатолии грек-священник Константин Спиранди. Ситуация улучшилась после присоединения Крыма к России. В ставшую приходской Успенскую церковь начали ходить не только оставшиеся в округе греки, но и русские воины, представители новой администрации.
В мае 1787 года Успенский храм посетила во время своего крымского путешествия Екатерина II. Дважды, в 1818 и 1825 годах, здесь побывал Александр I, также 2 раза посещал храм Николай I – в 1817 и 1837 годах. До середины XIX века обитель осматривали и другие члены царской семьи, включая и цесаревича Александра Николаевича, в будущем – императора Александра II. Здесь были такие крымские путешественники, как А.С.Пушкин (1820 г.), А.С.Грибоедов и А.Мицкевич (1825 г.), В.А.Жуковский (1837 г.).
В 1850 году начался новый этап в истории обители: Своим Указом от 4 мая 1850 г. Св.Синод объявил о последовавшем 15 апреля 1850 г. согласии Николая I на открытие Успенского скита, число насельников не должно было превышать 7 человек. Успенский скит был главным крымским монастырём. Скит был создан как заштатный и существовал только на пожертвования и за счёт труда насельников. В первой половине 1850-х годов удалось сделать многое: был сооружён новый братский корпус, возведена вокруг монастыря стена, вырублена лестница на вершину скалы, сооружена небольшая колокольня. В храме установили новый иконостас.
Во время Крымской войны 1853-1856 годов в монастыре был устроен большой госпиталь. Здесь же, на кладбище, хоронили умерших от ран воинов.
После войны в скиту стали устраивать небольшие храмы: в 1857 году под навесом скалы – во имя свв.равноапостольных царей Константина и Елены; в 1859 г. – во имя св.апостола и евангелиста Марка (пещерный храм), в 1876 г. – во имя св.Георгия Победоносца кладбищенский храм. В 1870-е годы у монастыря появилось подворье в Симферополе с храмом Введения во храм Божией Матери. Все эти храмы и подворье были устроены на пожертвования благочестивых православных. Пятый по счёту и последний дореволюционный храм на территории обители построили в 1896 году во имя свт. Иннокентия Иркутского.
Во второй половине XIX века в монастыре появились различные постройки жилого и хозяйственного характера: двухэтажное здание, где разместились трапезная, кухня, кладовые, три келии; дом настоятеля, двухэтажная гостиница, фонтан с бассейном, 16 келий в скале. Успенский монастырь владел и несколькими земельными участками, на которых располагались сады, пахотные земли, виноградник. С 1851 года в ведении монастыря состоял храм св.Анастасии в Качи-Кальоне, в начале XX века преобразованный в скит.
Через Бахчисарай в 1871 г. была проведена железная дорога, соединившая Центральную Россию с Севастополем, и с этого времени число паломников и экскурсантов резко возросло. В дни подготовки и празднования престольного Успенского праздника с 10 по 25 августа здесь проходила многолюдная Успенская ярмарка. Скит во второй половине XIX – начале XX века посещали именитые гости: император Александр II с супругой Марией Александровной (1861 г.), император Александр III с супругой Марией Фёдоровной и наследником цесаревичем Николаем Александровичем (1886 г.). Последний позднее, уже будучи русским царём, посещал обитель вместе с супругой и детьми.
В 1920 г. в Крыму на постоянной основе была установлена советская власть. Успенский монастырь называли «гнездом заговора против Советской власти». В 1921 г. братия была разогнана и скит закрыт. На территории разместилась Трудовая колония инвалидов. Административным путём были закрыты все храмы монастыря. В конце 1920-х годах все храмы монастыря были разобраны, и их материал использовался Коммунхозом для различного строительства.
В годы Великой Отечественной войны в помещениях бывшего монастыря разместился госпиталь, здесь же образовалось и кладбище, где хоронили умерших от ран воинов. В послевоенные годы полуразрушенная обитель была практически бесхозна, хотя пещерный её храм вошёл в перечень охраняемых памятников. Место колонии и госпиталя занял психоневрологический диспансер.
Возрождение монастыря началось с начала 1990-х годов. 8 июня 1993 года властями Украины ядро древнего монастыря – Успенская церковь и дом настоятеля, были переданы Церкви. Настоятелем назначили иеромонаха Силуана. В 2000 г. с территории обители выселили диспансер. Силами монастыря восстановили пещерный храм, кельи, лестницу, возвели колокольню (1995 г.). К 2010-м годам восстановлен храм св.Марка, кельи второго и третьего ярусов, капитально отремонтированы братские корпуса, сооружена новая часовня прп. Серафима Саровского, приведён в порядок старый монастырский некрополь, поблизости от которого восстановлена Георгиевская кладбищенская церковь, поставлена высокая колокольня.
Источник: Козлов В.Ф. Наследие православного Крыма. XIII – середина XX в. Монастыри, монастырские подворья, храмы, часовни: науч.-справ.изд. [Электронное сетевое издание] / В.Ф.Козлов; Рос. НИИ культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачёва. – М.: Институт Наследия, 2022. – С. 161-170.
О современном этапе жизни Крымской Лавры (Свято-Успенского мужского монастыря) можно узнать, зайдя на сайт обители: http://lavra-crimea.ru/
12.07.2024